А превратились в белых журавлей…
К 100-летию поэта Расула Гамзатова
В Новосибирском колледже лёгкой промышленности и сервиса, на уроке литературы было проведено мероприятие памяти Расула Гамзатова. Немного истории о творчестве поэта.
В Северной Осетии есть село Дзуарикау, где жила семья Газдановых. У них было семеро сыновей. Первый сын ушел на фронт сразу же, и погиб в этом же году – под Москвой. В 1942 война забрала у Газдановых еще двух сыновей – оба стали героями и умерли при обороне Севастополя. Мать не выдержала таких известий – умерла. А отец снова и снова выдерживал удары судьбы – одни за другим гибли дети в боях при Новороссийске, Киеве и в Белоруссии.
Шесть конвертов-похоронок, как птички с поникшими крыльями, лежали в столе, а отец нянчил единственную внучку, оставшуюся от первого сына, и ждал последнего оставшегося в живых Газданова. Почтальон, работавший в этом селе, отказался нести похоронку, которая пришла на последнего сына. Он погиб при взятии Берлина уже в конце войны – в 1945 году.
Эта трагедия легла в основу одного из самых пронзительных стихотворений, посвященных Великой Отечественной войне – «Журавли». Песню знают все, а вот поэта Расула Гамзатова, написавшего это стихотворение, к сожалению, современная молодежь не знает. В этом году наша страна отмечала памятную дату – 100 лет со дня рождения этого замечательного дагестанского поэта.
На уроках литературы мы со студентами слушали песню, размышляли о том, что же значит для человека Родина. Говорили об истории создания этой песни и о том, что песня «Журавли» стала символом скорби, символом памяти о солдатах, погибших, защищая свою Родину.
Студенты узнали, что в местах боев 1941–1945 годов возведены памятники, центральным образом которых являются летящие журавли.
Так же, что строчки песни сложились у поэта под воздействием, не только этой трагедии, но ещё в ее основу, легла история девочки Садако из города Хиросима. У нее была неизлечимая болезнь. Она боролась за жизнь, складывая бумажных журавликов.
Вспоминая эту историю, участники урока рассуждали, кто виновен в гибели городов Хиросимы и Нагасаки и можно ли было избежать данной трагедии.
В завершении урока студенты попытались сложить журавлика из бумаги, как символ памяти, надежды и продолжения жизни.
Преподаватель Кислова Е.Н.