Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области «Новосибирский колледж легкой промышленности и сервиса», совместно с некоммерческой организацией «Даун – синдром», в период с сентября по октябрь 2019 года принимал участие в проекте для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее по тексту - ОВЗ) «Умелые ручки».
Студенты колледжа, имеющие опыт общения с детьми с ОВЗ при реализации проекта «Уроки эмпатии 2.0», выступали в роли волонтеров. Мероприятия до момента перехода в стадию активного взаимодействия волонтера и ребенка с ОВЗ предварялись серьёзной работой по подготовке студентов в ходе лекций и тренингов, которые проводились автором и руководителем проекта «Уроки эмпатии 2.0» к.п.н., педагогом–психологом Никитиной Натальей Борисовной.
Дети с особыми образовательными потребностями в процессе занятий приобретали и закрепляли элементарные навыки необходимые для формирования жизненных компетенций. Это достигается путем привлечения детей к общественно-полезной, профессиональной и продуктивной деятельности, являющейся составными компонентами системы их трудового обучения и воспитания. Особое место в этой системе отводится самообслуживанию, связанному с повседневной жизнедеятельностью. В процессе самообслуживания не только формируются, но и совершенствуются, проверяются нравственные убеждения, развивается сознательность, накапливается опыт, обогащаются нравственные чувства, эмоционально-волевая сфера обучающихся, формируются элементарные профессиональные компетенции. Правильная организация самообслуживающей деятельности создает фундамент, на котором строится система трудового воспитания. Самообслуживание - это взаимодействие личности с окружающим миром. Оно не ограничивается лишь накоплением чувственных представлений о действительности, обогащением жизненного опыта, а включает и овладение умениями и навыками, необходимыми в самостоятельной жизни.
Для студентов колледжа, участвующих в проекте это возможность развития профессиональных компетенций, навыков взаимодействия с детьми с особыми образовательными потребностями, а также развитие стрессоустойчивости и способности принимать решения в нестандартных ситуациях.
Было проведено пять практико–ориентированных занятий, которые начинались с психологической подготовки участников, что помогало сократить дистанцию в процессе общения и взаимодействия, а также создавало положительную психологическую атмосферу. Дети и студенты могли настроиться на работу и познакомиться с алгоритмом действий в процессе занятия.
Мастер-классы педагога дополнительного образования Богдановой Елены Александровны были направлены на освоение навыков изготовления упаковочной коробочки (занятие 1) и проведения мелкого ремонта одежды (занятие 2), в частности, пришивание пуговицы.
Мастера производственного обучения Васильева Екатерина Николаевна и Михайлова Ольга Сергеевна отрабатывали на занятии с детьми с ОВЗ приемы стирки и глажения одежды.
Преподаватель Немова Светлана Васильевна формировала совместно с волонтерами навыки уборки квартиры.
На итоговом занятии дети с ОВЗ с помощью студентов-волонтеров под руководством мастеров производственного обучения Абритановой Ольги Анатольевны, Глуховой Натальи Валерьевны, Васильевой Екатерины Николаевны, Поляковой Инны Викторовны, Михайловой Ольги Сергеевны и педагога дополнительного образования Богдановой Елены Александровны обрабатывали срез кухонного полотенца и изготовили игольницу.
Опыт, полученный всеми участниками проекта «Умелые ручки» нельзя переоценить, поскольку каждая категория участников преследовала свою цель: дети с ОВЗ приобрели навыки самообслуживания, студенты – опыт взаимодействия с людьми с ОВЗ, преподаватели овладели приемами инклюзивного образования.
Никитина Н.Б., к.п.н., педагог-психолог,
Ефанова Л.В.,
зам. директора по научно-методической работе