Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск
Наш адрес:
г. Новосибирск, ул. Зорге, 12 (1 корпус)
г. Новосибирск, ул. Гоголя, 217 (2 корпус)

e-mail: nklps@edu54.ru


Приемная директора
+7 (383) 342-16-47
Приемная комиссия
+7 (383) 342-95-76 (1 корпус)
+7 (383) 279-87-26 (2 корпус)

  

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННАЯ АККРЕДИТАЦИЯ
КАК МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ

К. А. Чугаев

Миссия Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Новосибирской области «Новосибирский колледж легкой промышленности и сервиса» заключается в следующем: реализация ступенчатой системы профессионального образования «квалифицированный рабочий - специалист среднего руководящего звена» в условиях образовательно-информационного ресурсного центра «НКЛП и С», готовящего востребованные кадры для швейной отрасли, гостиничного сервиса и туризма Новосибирской области. Педагогический коллектив колледжа уверен, что обозначенную выше миссию необходимо осуществлять в тесном сотрудничестве с работодателями. Одной из таких форм сотрудничества является профессионально-общественная аккредитация основных профессиональных образовательных программ, которая является своеобразным индикатором качества образования.

Правовой основой для этого вида аккредитации стало Положение о профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ, реализуемых в учреждениях среднего профессионального образования, которое было принято в январе 2014 г. совместно Министерством труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области, Межрегиональной ассоциацией руководителей предприятий, Союзом работодателей и Новосибирской городской торгово-промышленной палатой.

Вопрос о необходимости независимой оценки качества подготовки студентов мы начали обсуждать с работодателями несколько лет назад. Перед нами стояла задача – разработать модель выпускника, т. е. модель такого специалиста, которого хотели бы получить на выходе из колледжа наши потенциальные работодатели. В результате проведенного исследования мы выяснили, что заказ потенциальных работодателей можно разделить на два типа. На крупных предприятиях существует четкая специализация, и для них востребованными оказываются работники узкой направленности, такие как модельер, конструктор или технолог. Однако крупных производителей одежды, таких как ОАО «Синар», в регионе единицы, а рынок легкой промышленности Новосибирска представлен, в первую очередь, малыми и средними предприятиями. Проблема была в том, что малому бизнесу требуются не узкие специалисты, а мультипрофессионалы, которые владеют навыками в сфере конструирования, моделирования и знают основы технологии швейных изделий.

Выход был найден с помощью отраслевого совета швейной отрасли. Коллегиальность обсуждения подвела к достаточно простому и рациональному решению. После прохождения первичной практики на производстве не только студенты должны выбрать свою дальнейшую специализацию, но и работодателю необходимо определиться с возможностью трудоустройства конкретного студента. Дальнейшее обучение и прохождение преддипломной практики студентов корректируется под конкретное рабочее место определенного работодателя. Если студент видит себя технологом, то у него и в курсовой работе, и в дипломном проекте упор будет сделан на технологическую часть, если конструктором, то акцент, соответственно, смещается в сторону конструирования. На этом этапе обучения определяющая роль отводится именно будущим работодателям - нашим социальным партнерам.

Педагоги колледжа знают, как учить, а чему учить (новые технологии, особенности тех или иных предприятий) - это уже вклад в содержание обучения наших социальных партнеров. Когда была разработана модель выпускника, совместная работа не прекратилась. Работодатели проявляют интерес к тому, как и в каких организационно-педагогических условиях формируется эта модель. Поэтому на наших уроках они очень часто присутствуют в качестве экспертов, давая по окончании уроков очень дельные рекомендации. Когда колледж перешел на новые образовательные стандарты, вновь возникла необходимость обсудить с работодателями пути их реализации. Мы понимали, что должен быть какой-то постоянно действующий механизм для решения возникающих вопросов. Таким механизмом стал совместный отраслевой методический совет, на котором сегодня решаются проблемы, связанные с повышением эффективности профессионального образования.

Все больше профессиональных учебных заведений вовлекают социальных партнеров в совместную разработку учебных планов и программ, их рецензирование. Когда работодатели выступают в качестве экспертов планирующей документации, тех уроков, которые проводят ведущие преподаватели учебных заведений, то результатом такой работы становится возрастающее качество подготовки студентов. И сегодня для многих учебных заведений среднего звена становится нормой присутствие на итоговой аттестации представителя работодателя в качестве председателя комиссии.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» говорится о том, что необходимо выработать механизм оценки соответствия качества подготовки специалистов в профессиональном учебном заведении современным требованиям социально-экономического развития страны. Таким инструментом на сегодняшний день и является профессионально-общественная аккредитация.

В конце 2014 г. в колледже завершилась процедура профессионально-общественной аккредитации основной профессиональной образовательной программы по специальности «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий». В команду экспертов, возглавляемую начальником управления перспективного развития Новосибирской городской торгово-промышленной палаты Юрием Штатновым, вошли руководители и ведущие специалисты десяти швейных пред­приятий. Среди них были те, с кем деловое сотрудничество продолжается уже много лет (ООО «Дом Мод ЛТ», ООО «Палома»), и новые, которые в колледж пришли впервые (швейное ателье «Астильба», ООО «ЛиМонти» и др.). На всех этих предприятиях уже трудятся выпускники нашего колледжа.

Эксперты побывали на шести уроках, прошли по всем учебно-производственным цехам ресурсного центра, ознакомились с новыми учебно-методическими разработками педагогов, с системой непрерывного повышения профессионально-педагогической квалификации преподавателей. Эксперты отметили наличие разнообразного высокотехнологичного оборудования, которого нет у многих из них на предприятиях. Именно использованием в учебном процессе высокотехнологичных систем автоматического проектирования, современного раскройного и швейного оборудования, в совокупности с профессионализмом педагогов, объясняется и высокое качество подготовки наших выпускников.

Помощь в материальном оснащении учебного процесса нам оказывает Министерство труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области. На протяжении нескольких лет колледж участвует в проведении конкурсов «Лучшие программы развития учебных заведений». Мы пишем программу развития, комиссия оценивает ее и, в зависимости от рейтинга, полученного этой программой, учебное заведение получает дополнительные средства на развитие учебно-материальной базы. На протяжении трех лет мы становились лидерами и получали дополнительные средства, на которые приобрели уникальное высокотехнологичное оборудование, освоили новые технологии и повысили квалификацию педагогов.

Повышение квалификации педагогов - ключевое направление взаимодействия с нашими социальными партнерами. Не только студенты проходят практику на предприятиях, но и наши педагоги ежегодно стажируются в компаниях, с которыми мы сотрудничаем. Как уже отмечалось, это позволяет достичь серьезных результатов при подготовке наших студентов. Так, в 2014 г., когда Новосибирская область впервые участвовала в движении «World Skills Russia» - чемпионате по сквозным высокотехнологичным рабочим профессиям среди студентов и учащихся организаций профессионального образования, наша студентка заняла 3-е место по России, а в 2015 г. – второе. Это высочайший результат работы всех – педагогов, студентов и работодателей.

Профессионально-общественная аккредитация еще раз показала социальным партнерам и общественности г. Новосибирска, что колледж готовит высококлассных специалистов. Работодатели ждут наших выпускников и готовы предоставлять им рабочие места. При такой системе обучения срок адаптации на предприятии сведен к минимуму. Это принципиально важный результат содержания и процедуры профессионально-общественной аккредитации.

Подводя итоги, можно сказать, что профессионально-общественная аккредитация – это актуальный и нужный механизм, который еще раз позволил нам увидеть то, что мы умеем делать очень хорошо, и обратить внимание на то, над чем еще предстоит работать.