Специальность «Дизайн» – синтетическая специальность: дизайнер является конструктором и художником одновременно. То есть обучающийся обязан освоить достаточно широкий круг знаний, умений и навыков, порой в кардинально противоположных областях. Поэтому студентам-первокурсникам, делающим первые шаги в освоении этой специальности, важно добиваться успехов и ощутимых результатов с первых занятий.
Молодые ребята из группы 1-Дд, обучающиеся по специальности «Дизайн», совсем недавно начали свой путь к вершинам профессионального мастерства (идет второй месяц обучения), но уже сейчас очевидно, что со временем, получив всю базу знаний умений и навыков, студенты будут в состоянии совершить профессиональные прорывы. Это наглядно доказал открытый урок по теме «Выполнение надписей на графических конструкторских документах. Чертёжный шрифт».
Преподаватель черчения высшей квалификационной категории Ирина Лаптева выстроила мотивационную часть урока с учётом того, что умение отображать информацию различными графическими способами может пригодиться в разных областях нашей жизни. Например, когда необходимо написать вручную письмо – так, чтобы написание не затрудняло прочтение; подписать красиво открытку, вложив в контур какой-либо буквы важное содержание; не говоря уже о необходимости нанесения в соответствии с установленными государственными стандартами надписей и размеров на чертеж курсовой или дипломной работы.
Для начинающих дизайнеров, стремящихся к творческому самовыражению, необходимость придерживаться строгих стандартов -достаточно сложная задача, и, по мнению преподавателя, это делает тему «Чертёжный шрифт» одной из наиболее трудных в разделе «Оформление чертежей». Да и в целом, учебный материал дисциплины «Черчение» очень строг, требует предельной графической точности, воспринимается тяжело и требует определённых усилий. Поэтому Ирина Геннадьевна подготовила к уроку интересную информацию по истории различных шрифтов, предусмотрела для обучающихся возможность рассмотреть разнообразные типы и виды шрифтов с разных позиций.
Чтобы новый материал лучше усваивался, было организовано его закрепление чрез практические упражнения, решение ситуационной задачи, заполнение таблицы основной надписи в соответствии с ГОСТ. 2.304-81 ЕСКД. Большое оживление у студентов вызвало задание подготовить эскиз вывески для магазина детской одежды и публично защитить свой проект. Присутствовавшие на открытом уроке преподаватели колледжа смогли выступить в роли «заказчиков», оценивающих предложенные творческими группами варианты.
Продуманная система формирующего оценивания, которая включала и взаимное оценивание в парах, и проговаривание оценок в соответствии с критериями чек-листа, представлявшего собой блок критериев в соответствии с поставленной целью урока на проверку когнитивных и практических умений обучающихся, показала высокую результативность данного урока, ведь большинство студентов успешно справились с заданиями.
По отзывам непосредственных участников отрытого урока – обучающихся – урок оказался интересным и полезным.
«Мне понравилось работать в команде, - рассказывает Мария Ермакова. - Также мне понравилось выполнять разнообразные задания, писать разными шрифтами. Благодаря этим заданиям я много узнала о шрифте».
«А мне особенно понравился конкурс, где нужно было придумать вывеску для магазина одежды и творчески ее представить», - добавляет Юлия Юбкина.
И.Г.Лаптева, преподаватель НКЛПиС
Н.В.Свиридова, зам.директора по НМР НКЛПиС